Что такое мемы. История, Виды, специфика современной мемологии
Привет, друг! У нас для тебя две новости. Первая — мем это не любая смешная картинка в интернете, это даже не всегда картинка и не всегда в интернете. Вторая — мемы это хорошо и полезно.
Так что же такое мем?
Мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Последний критерий является основополагающим, потому что лишь на подражании (репликации) и строится весь механизм возникновения мема. Как единица культурной информации, мем не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Другими словами, мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.
В то же время мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем в частности — не что иное, как вид сетевого фольклора. Да-да. Мем пришёл на смену анекдотам. Ведь сейчас при встрече или в компании никто не обменивается шутками из сборников, все обсуждают последние мемасы. И мы должны с этим смириться. Мемы — не плохо! Мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества. Давай узнаем об этом явлении побольше.
История мемов
Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике.
Концепция мема развивается в работах другого ученого, Дугласа Рашкоффа, который переносит её на медиапространство. Книга Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (далее – «Медиавирус») развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду.
Если у Докинза «мем» — это некая единица информации, аналогичная «гену» в генетике, то «мем» Рашкоффа – это сложный вирус, имеющий разное происхождение. Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество. Соответственно, в одноимённой книге Рашкофф описывает примеры того, как различные медиа воздействуют на общество и манипулируют общественным мнением.
Концепция Дугласа Рашкоффа распространяется на период второй половины XX века. Именно тогда, по его мнению, общество перешло в новую эпоху, называемую им «инфосферой». Она даёт благоприятную почву для зарождения и распространения таких явлений, как медиаактивизм, политический пиар, интерактивные СМИ, медиавирусы и т.д.
Вызывая интерес у потребителей медиа и распространяясь, медиавирусы, как утверждает Рашкофф, «способны вызвать серьёзный сдвиг в массовом сознании».
Ещё немного определений
Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.
Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет. Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема. Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.
Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста». Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи «Городок». А как мем с картинкой в виде собаки — зародилось в соцсетях и на портале «Пикабу». Но теперь говоря «Дратути» мы же не имеем в виду Модэста из «Городка». И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому «дратути» — это мем.
Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.
Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.
Какие бывают мемы
Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Например, по способу зарождения различают:
- Преднамеренно созданные (так называемые «форсед мем», которые создаются маркетологами или унылыми юзерами для раскрутки бренда или самих себя)
- Кооптированные (такие, которые вроде бы возникают спонтанно, но моментально подхватываются заинтересованными сторонами и раскручиваются с какой-либо целью)
- Самозарождающиеся (абсолютно народное творчество, мем в чистом виде, вирусняк).
По семиотическому признаку мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.
- Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы, эдвайсы, комиксы, фотожабы, фейсы и прочее-прочее.
- Аудиальные — песни, слоганы, девизы. Да, это тоже мемы. Между нами тает лёд!
- Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы («Крымнаш»), стихотворения, слоганы, существующие в текстовом виде. Стишки-пирожки, например.
- Смешанные — к ним можно отнести видеомемы, потому что они сочетают в себе визуальные и аудиальные признаки. По некоторым источникам к смешанным (креолизованным) мемам относятся картинки с текстом, потому что они совмещают в себе и визуальный, и вербальный контент.
Частично к текстовым (скорее, вербальным) мемам можно отнести так называемые смысловые мемы – явления и события, ставшие мемами сами по себе, без семантического представления. Например, нашумевшая в начале 2015 года история с ученицами танцевальной школы в Оренбурге, станцевавшими тверк (эротический танец) в откровенных нарядах «пчелок». Девушки «прославились» после того, как видео с их танцем попало в интернет, и общественность возмутилась его откровенным содержанием. Выражение «оренбургские пчелки» или «тверкающие пчелки» стало на слуху благодаря СМИ и быстро стало мемом. Формально источником мема является видеоролик, но сам мем в данном случае – это история, последовавшая за публикацией ролика.
Мемы можно классифицировать в зависимости от каналов их распространения, и на этом основании выделяется один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы. Аналогично тому, как распространяется массовая информация, выделяются такие каналы распространения мемов, как телевидение, печатная пресса, радио. Еще одной формой передачи мемов можно назвать т.н. каналы личной коммуникации: межличностное общение и общение одного лица с аудиторией. Данный принцип классификации условен, поскольку одни и те же мемы могут распространяться по разным каналам.
Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.
В зависимости от обстоятельств распространение мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, после чего процесс репликации замедляется или останавливается. Наступает «период пресыщения»: мем вытесняется другими, новыми мемами. Иногда мем остается известным лишь узкой аудитории пользователей интернета.
По стилю можно разделить интернет-мемы на ироничные, демотивирующие или мотивирующие, агитационные и др. По специфике выделяются общие и специализированные (локальные). Носителями последних являются представители различных профессий или субкультур, например, специалисты IT-индустрии или медики, рокеры или любители электронной музыки.
Наконец, по источнику возникновения мема можно рассматривать как прообраз феномена конкретное событие, историю, персону, цитату, конкретную фотографию и т.д. Мемы-события это такие мемы, как заснувший на церемонии открытия Олимпиады в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев или вице-премьер Дмитрий Рогозин, простреливший себе ногу в тире. Мемы-цитаты возникают из высказываний публичных лиц: яркий пример – фраза «Дебилы, бл..», принадлежащая министру иностранных дел Сергею Лаврову.
В свою очередь каждый из видов мемов тоже подвергается делению по признакам. Например, существует классификация визуальных и текстово-визуальных интернет-мемов, представленная в статье Александра Горбачева «Все развлечения «Вконтакте». Типология мемов от улыбчивого кавказца до Саши Грей». В данном случае автор унифицирует понятие мема до его самого распространенного типа – вирусной картинки. Среди таких мемов выделяются по структурным типам следующие виды.
Двусоставные – двухчастное высказывание, состоящее из завязки и панчлайна. В большинстве случаев это картинка с обрамляющим ее текстом. К такому типу относятся, например, демотиваторы – изображения с подписями, формально направленными «на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий». Или популярные когда-то эдвайсы.
Персонажные – мемы, основанные на изображении какого-либо специфического персонажа, где визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Например, мем, изображающий актера Роберта Дауни-младшего, закатывающего глаза, – даже в отрыве от контекста он несет в себе определенный посыл (отношение ретранслятора к предмету речи, выраженное усталостью и обреченностью).
Синтаксические – мемы, основанные на повторяющейся структуре текста, в которой по смыслу меняются отдельные элементы. Например, популярный афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» становится мемом, если последнюю часть выражения заменить чем-то другим.
Ситуативные – мемы-комиксы, которые, подобно синтаксическим, представлены типовой схемой, в которой меняются отдельные элементы. Например, комикс в виде квадрата, разделенного на четыре части, в которых обыгрывается четырехчастная сценка с политиком Владимиром Жириновским.
Компаративные – мемы, основанные на сопоставлении двух или трех изображений (мем «Ты и тот парень»).
Интернет-мемы как арт-объект
Если коротко — мемы это современный фольклор.
В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.
Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.
«В нем объединяются элементы постфольклора электронной цивилизации, впавшей в период «вторичной устности»; субкультур сетевого андеграунда; новой «зрелищной культуры» вошедших в массовый оборот отредактированных фотографий, фотомонтажей и видеороликов».
В то же время, по Савицкой, мемы обладают персонализированным характером контента. Автор приводит в пример такие мемы, как свидетель из Фрязино (групповая фотография напротив Фрязинского ЗАГСа, где изображен пожилой мужчина, резко отличающийся от окружающих хмурым видом и спортивной одеждой), а также видео Harlem Shake (на нем группа подростков танцует необычный танец под американскую песню Harlem Shake). Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.
На это обращает внимание и А. Ашкеров. Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию.
«Мем – это как бы кульминация анекдота, это наиболее живая его часть, это его пружина, которая приводит его в действие», — резюмирует автор.
С предыдущими исследователями согласна А.Р. Кожаринова. Она вспоминает концепцию Рашкоффа, согласно которой медиавирусы вводят в инфосферу завуалированные идеи, являющиеся, по сути, «идеологическими кодами». Медиавирусы, в свою очередь, могут распространяться при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов.
Читайте далее: Терминология мемов: макросы, реакции, эдвайсы и фейсы
memepedia.ru
Все мемы по алфавиту
Все мемы по алфавитуВ
Г
Д
- Да заткнись ты уже
- Да ладно? Николас Кейдж
- Да, у меня есть время
- Да, это пес
- Давай до свидания
- Давай по новой, Миша
- Давайте посмотрим, кто ты на самом деле
- Дагестанский WhatsApp
- Два Человека-паука показывают друг на друга
- Две рюмки спустя
- Двойные мемы (метамемы)
- Дебилы (Сергей Лавров)
- Девочка в розовом
- Девочка обводит кошку
- Девочка с мыльными пузырями
- Девочка с хвостиками
- Девочка убегает от мальчика после поцелуя
- Девственник и Чед
- Девушка Fiat 500
- Девушка и пять негров
- Девушка на необитаемом острове (Esther Help Sign)
- Девушка, которая мне нравится
- Девушки с разным размером груди
- Девушки, которые мне нравятся / девушки, которым нравлюсь я
- Девушку заставляют пить из бутылки
- Дед Бом-бом
- Дед Гарольд
- Дед доест
- Дед, смотри, собака сидит
- Деконструктивные комиксы
- Дельфины умнее людей
- Денег нет, но вы держитесь
- День сурка
- Дербышки
- Дерзкая чирлидерша
- Дети играют в настольную игру Connect Four
- Деффказавр
- Джаст ду ит (Шайа Лабаф)
- Дженнифер Гарнер осознает
- Джигурда
- Джим Халперт улыбается сквозь жалюзи
- Джон Сина Мем
- Джонни Кэтсвилл (кот-блогер)
- Джоффри задыхается
- Дзюба плачет
- Ди Каприо с бокалом мартини
- Ди Каприо щурится
- Диана Шурыгина
- Дикий Спанч Боб
- Димооон!
- Дирижабль, ага
- Диско лицо
- Длиннокот
- Для вас все кончено, сучки (It’s Over for You Bitches)
- Дмитрий Маликов (Тяжеловато)
- Дмитрий Нагиев вызывает
- Дневной режим / Ночной режим
- Доге (Doge)
- Дока 2
- Долгоносик
- Дональд Трамп-младший дает интервью шоколадным зайцам
- Допинговый скандал в России
- Дорогой, скажи, что случилось
- Дороу (собака с бокалом вина)
- Доусон плачет
- Дратути
- Дрейк в оранжевой куртке
- Дрейк реагирует на леденец
- ДРУГ
- Духаст Вячеславыч
- Дуэйн Джонсон в черной майке
- Дэб
- Дэвид Блэйн (В рот мне ноги)
- Еще
- Свернуть
Е
И
Й
К
- Кадры, которые вы сейчас увидите, поражают своей жестокостью и равнодушием
- КАЕФ (Женщины в розовых кубиках)
- Казалось бы, при чём тут Украина?
- Как бреются люди
- Как итальянцы делают это
- Как меня похитить
- Как некоторые парни занимаются сексом
- Как общаться с низкими людьми
- Как пропатчить KDE2 под FreeBSD?
- Как стрижемся?
- Как тебе такое, Илон Маск?
- Какого цвета платье?
- Какой пацан
- Калбаса
- Кама Пуля (ежжи)
- Кандибобер
- Кандидат от народа
- Канье Уэст показывает телефон Трампу
- Капец
- Капитан Марвел бьет бабушку
- Капитан Очевидность (Кэп)
- Каппа
- Карл
- Качок Кардашьян (Gym Kardashian)
- Кашляющий кот
- Квадратные Lil Pump и Канье Уэст
- Кек
- Кекистан
- Кесулькен
- Киану Ривз в земле
- Ким Кардашьян в Yeezy
- Класс оборачивается на уроке
- Клоун из канализации
- Книга мифов и вещей, которых не существует
- Книга фактов Дабл Ди
- Кнопка прокачки
- Ковальски, анализ
- Коварная птица
- Ковбой кричит в небе
- Когда понял, что время пришло
- Когда укусило не то
- Кого расщепили в мемах? 20+ картинок про Таноса и перчатку бесконечности
- Кожаные ублюдки
- Кока-кола и Ментос
- Колбаски Сечина
- Колдун
- Коллекционные черепа
- Комикс про мусоровоз (Эй, веселая машинка)
- Комикс с бумерангом
- Комикс с несостоявшимся сексом
- Комикс с писсуарами
- Комикс с подсказкой у доски
- Комиксы «Но я же»
- Комиксы Отец и сын
- Комиксы с Жириновским
- Комиксы с порно
- Комиксы с шарами (Countryballs)
- Комната жениха
- Коннор нажимает на кружок
- Кореец с маленькой бумажкой
- Коржик кричит
- Короче, Меченый
- Косоглазый Спанч Боб
- Костюм с подвохом
- Кот в желтом плаще
- Кот Вжух
- Кот застрял в окне
- Кот кусает лапку
- Кот нажимает красную кнопку
- Кот просит колечки (Brother May I Have Some Loops)
- Кот Том с газетой
- Кот Хоба
- Кот Шрёдингера
- Кот-бизнесмен
- Кот-качок
- Кот-пианист
- Котик Туть
- Котики пародируют стервозную Оленну Тирелл из «Игры престолов»
- Котлетки с пюрешкой
- Красный — значит красивый
- Крёстный отец
- Крик растерянной мартышки
- Кролик играет в дженгу
- Крошечный Трамп
- Круги ада
- Крыса моется как человек
- Кто прочитал, тот здохнет
- Кто такие редачеры
- Кто убил Ганнибала? (Who Killed Hannibal?)
- Ктулху
- Куда едем?
- Кулак Артура
- Кулстори
- Культ Кека
- Кумамон (Во имя Сатаны, конечно)
- Купи гироскутер
- Курсанты летного училища танцуют под Satisfaction
- Курсы лечения
- Кусочек шоколадного торта
- Кусь
- Кхалиси передразнивает
- Еще
- Свернуть
Л
М
- Макгрегор ловит кулак лицом
- Макконахи нервно курит
- Макконахи плачет
- Макконахи разводит руками
- Макрон радуется победе
- Макс, иди нафиг
- Максим Ожерельев
- Малыш-скептик
- Мальчик в пижаме со Спанч Бобом
- Мальчик и девочка с кофе
- Мальчик или мужчина
- Мальчик поет йодль в «Волмарте»
- Мальчик с сапогом на голове
- Мальчик с трубой преследует девочку
- Мальчик у доски
- Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси! Мы домой летим
- Манул (погладь кота)
- Марионетки управляют друг другом
- Марк Цукерберг
- Массимо Д’Алема
- Мастер Йода
- Мастеш
- Математичка (Math Lady)
- Мать твою, Джонни, там сидел чертов гук!
- Мафиозник
- Машина на развилке с зеленым дорожным указателем
- Медведев под дождём
- Медведь в кустах
- Между нами тает лёд
- Мем в меме: «Игра Престолов» и 1 сентября
- Мем звуки животных
- Мем Мистер Бин
- Мем Неа
- Мем Ну почему
- Мем он (девушка шепчет подруге на ухо)
- Мем про 23 личности
- Мем с двумя гопниками в шапках
- Мем с Джеки Чаном (вынос мозга)
- Мем с домино
- Мем с тремя дверями
- Мем смешной, а ситуация страшная
- Мем Ты и я (You/me)
- Мем: 10 пранков, вышедших из-под контроля
- Мемы «Евровидения — 2017»
- Мемы и Хеллоуин
- Мемы из клипа Childish Gambino ‘This is America’
- Мемы из логотипов
- Мемы из сериала «Твин Пикс»
- Мемы из фильма «Драйв»
- Мемы от «Бургер Кинг»
- Мемы про «Медузу» Матранга
- Мемы про 1 сентября
- Мемы про GDPR
- Мемы про Tik Tok
- Мемы про Xiaomi
- Мемы про Ким Чен Ына
- Мемы про Пермь и мат
- Мемы про пятнадцатый год
- Мемы про рекламу musical.ly
- Мемы про спиннеры
- Мемы про сырки «Б. Ю. Александров»
- Мемы про три часа ночи
- Мемы с Виталием Кличко
- Мемы с дезинтеграцией (I don’t feel so good)
- Мемы с логотипом ЕА
- Мемы с молью (Moth Memes)
- Мемы с переводом на украинский
- Мемы с пещерными людьми
- Мемы с прической Лил Пампа (Lil memes)
- Мемы со Смешариками
- Мемы со Сталиным
- Меня зовут Виталя, и я — реальный кекс
- Метнулся кабанчиком (обкашлять вопросики)
- Микромозг (мозг на ниточке)
- Милая девушка, интересно, что она слушает
- Мимими
- Мимимишечки
- Мисс Вэнджи (Miss Vanjie)
- Мистер Вигглз
- Мистер Дудец
- Мистер Крабс бьёт ребёнка
- Мистер Трололо
- Михаил Боярский
- Многозначительное молчание Ди Каприо
- Могут ли расеяне есть камни?
- Мое лицо, когда
- Моё сердце
- Мое тотемное животное
- Мое увожение
- Можно ненадо…
- Мозг на отдыхе
- Мои вкусы очень специфичны
- Мои гуччи линзы 20 тысяч на глазах
- Мой пездюк
- Момо
- Монах-мудрец (Сенсей)
- Моргенштерн
- Мормонт — король френдзоны
- Морская улиточка и другие малоизвестные мемы Двача
- Москва говно
- Мотороллер не мой
- Моя культура не твоё чёртово выпускное платье
- Моя остановочка
- Мудрый танк озера
- Мужик прячется в шкафу от спецназовца
- Мужик с капканом
- Мужик с песком
- Мужик с топором
- Мужик с топором в двери
- Мужик считает на пальцах
- Мужчины с дубинками избивают человека
- Музыка Nintendo Wii
- Мультимедийный билборд с Paint
- Мурашки на руке Спайдермена
- Мы в дерьме
- Мыш (кродеться)
- Мэрил Стрип кричит
- Еще
- Свернуть
Н
- На всякий случай напоминаю
- На донышке
- На лабутенах
- На меня оказывается сильнейшее давление
- На, мужик, изоленту
- Навальный и зелёнка
- Навальный под дождём
- Навальный с дошираком
- Наверняка о бабах думает
- Навыки Skyrim
- Надоедливый апельсин
- Надпись «Навальный» решает все проблемы
- Наивный олень
- Нападение Конора Макгрегора на автобус
- Напряжённый Young Thug
- Нарисуй то, чего не существует
- Наркоман Павлик
- Насилие — это не выход (Violence Is Never the Answer)
- Насим Агдам
- Настало время охренительных историй
- Настя Ивлеева дает интервью Дудю
- Наталья Морская Пехота
- Наталья Поклонская
- Начинает играть «God’s Plan»
- Не вижу ничего смешного
- Не еш, подумой
- Не лезь, дебил!
- Не могу, у меня лапки
- Не надо так
- Не расстраивай Леонида Аркадьевича
- Не смотри на неё
- Не трогай, это на Новый год
- Не хочу, не буду (укуренный парень)
- Неактуально же, айтипедия сказал
- Неверный парень
- Невероятные факты
- Невыспавшийся Эдвард Нортон
- Негр за компом
- Негр с вопросами
- Негр с пальцем у виска
- Негр с рукой в штанах
- Негритянка бросает ребенка
- Негритянка рассказывает о пожаре
- Нейл де Грасс Тайсон
- Неймар симулирует
- Нельзя просто так взять и…
- Непопулярная рыба
- Неразрушимая Nokia 3310
- Несуществующие цвета на флагах
- Нет, это Патрик!
- Неудавшийся план Грю
- Неудачная неделя, чтобы бросить пить
- Ни слова больше
- Никакого праздника!
- Никита Литвинков
- Никто не пришел на фан-встречу
- Ничего себе (рыжий пацан удивлен)
- Ничего ты не знаешь, Джон Сноу
- Ничоси
- Но это неточно
- Нога Акинфеева
- Номад и корованы
- Норми (Normies)
- Ну давай расскажи мне
- Ну и мразь же ты, отвратительно
- Ну почему (Y Tho)
- Ня.Пока: Рина Паленкова
- Еще
- Свернуть
О
- О боже, его первое слово
- О, вы из Англии
- Обезглавить, обоссать и сжечь
- Обезьяна в парикмахерской
- Обезьяна с дубиной (бунд)
- Обунга
- Один час на этой планете равен семи годам
- Озадаченная Хлоя
- Олды тут?
- Омагад омагад
- Омская птица
- Он вам не Димон
- Он не твой парень
- Они повсюду (Вуди и Базз Лайтер)
- Они сделали операцию виноградинке
- Опа твоя мать шлюха
- Опасный поцык
- Опоссум дает интервью
- Опути нипутю
- Опять этот гигантский кот
- Орехус
- Оружие учителей
- Ослик, суслик, паукан
- Осьминог Пауль
- Отец держит ребёнка
- Открываю пивко, наливаю в стакан
- Отличник по флирту
- Отлично, работаем дальше
- ОТП, пейринг и шипперинг
- Отражение в зрачке
- Оуэн Уилсон говорит «Вау»
- Офигенное пати
- Официант, принесите мне
- Охранник, открывающий дверь
- Очень па хрестянске, очень праваславна
- Очень плохая музыка
- Очки виртуальной реальности
- Очки ннада?
- Еще
- Свернуть
о
О
- О боже, его первое слово
- О, вы из Англии
- Обезглавить, обоссать и сжечь
- Обезьяна в парикмахерской
- Обезьяна с дубиной (бунд)
- Обунга
- Один час на этой планете равен семи годам
- Озадаченная Хлоя
- Олды тут?
- Омагад омагад
- Омская птица
- Он вам не Димон
- Он не твой парень
- Они повсюду (Вуди и Базз Лайтер)
- Они сделали операцию виноградинке
- Опа твоя мать шлюха
- Опасный поцык
- Опоссум дает интервью
- Опути нипутю
- Опять этот гигантский кот
- Орехус
- Оружие учителей
- Ослик, суслик, паукан
- Осьминог Пауль
- Отец держит ребёнка
- Открываю пивко, наливаю в стакан
- Отличник по флирту
- Отлично, работаем дальше
- ОТП, пейринг и шипперинг
- Отражение в зрачке
- Оуэн Уилсон говорит «Вау»
- Офигенное пати
- Официант, принесите мне
- Охранник, открывающий дверь
- Очень па хрестянске, очень праваславна
- Очень плохая музыка
- Очки виртуальной реальности
- Очки ннада?
- Еще
- Свернуть
П
memepedia.ru
Интернет-мем — Викиреальность
(▲)
100 интернет-мемов за час
[править] Происхождение и суть
Слово «мем» создано американским биологом Докинзом (использовано в книге «The Selfish Gene», 1976 год) по аналогии со словом «ген», является сокращением древнегреческого «mimeme». Изредка слово «мем» может обозначать явление спонтанного распространения такой информации или фразы.
Мемами могут считаться как слова и их сочетания, так и изображения. То есть, любые аудиальные или визуальные сегменты интернета, высказывания, картинки или звук, которые имели значение и распространились в сети Интернет.
Также существуют локальные мемы, свойственные только группе с определёнными интересами. Примером таких мемов могут быть некоторые из мемов Двача, которые не стали популярными за его пределами, мемы викисреды (википроектов).
Хранение картинок с мемами, даже в «закрытой» папке ВКонтакте может быть небезопасным. Так у медсестры и активистки запрещенного движения «Артподготовка» Ольги Походун в закрытой папке в соцсети «Вконтакте» нашли 4,5 тыс. картинок с мемами, из которыхх 13 оказались, по мнению экспертов, экстремистскими, за что она была привлечена к суду, и прокурор потребовал приговорить ее к 1,5 годам заключения в колонии.
— Ну это такие ололо из молодежной культуры, — ответил Самарцев. — Мы их называем мемокодами.
— Мемокод? — переспросил Энлиль Маратович. — Что это?
— Такой… Ну как сказать… Такой спецтэг, который указывает, что данная информация исходит от молодых, светлых и модных сил. Из самых недр креативного класса.
— А для чего это надо?
— С помощью таких тэгов можно повышать уровень доверия к своей информации, — сказал Самарцев. — Или понижать уровень доверия к чужой. Если вас в чем-то обвинят не владеющие культурной кодировкой граждане, вам достаточно будет предъявить пару правильных мемокодов, и любое обвинение в ваш адрес покажется абсурдным. Если, конечно, на вас будет правильная майка и вы в нужный момент скажете «какбе» или «хороший, годный».
Некоторые примеры выражений, ставших интернет-мемами:
|
www.wikireality.ru
мем — Викисловарь
Материал из Викисловаря
Перейти к навигации Перейти к поискуСм. также мэм. |
В Википедии есть страница «мем». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Метаграммы
- 1.9 Библиография
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ме́м | ме́мы |
Р. | ме́ма | ме́мов |
Д. | ме́му | ме́мам |
В. | ме́м | ме́мы |
Тв. |
ru.wiktionary.org
Мем — Википедия. Что такое Мем
Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. На основе этой идеи Докинза возникла дисциплина меметика, в настоящее время имеющая спорный научный статус[1][2].
Общие сведения
Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα — «подобие»[3].
По мнению Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ. replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.
Мемы понимаются в этой связи как информация, функционирование которой имеет поведенческие проявления.
Считается[кем?], что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя биологи Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден (англ.)русск. в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.
Ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»[4]
Вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.
Примеры мемов, приводимые самим Докинзом — это: мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов.
Идея мемов рассматривается в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам массовой информации и Интернету, вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).
Комплексный мем (мемплекс)
Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».
Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины. Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса, в основе своей включающего в себя мемы загробной жизни, греха, молитвы, воскрешения, а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов.
В процессе развития христианского «мемплекса» он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и утратил многие изначально существовавшие в нём мемы иудаизма. Затем в процессе разделения конфессий (католицизм, православие, протестантизм) верующие изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.
Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» (2006) подробно рассмотрел так называемые «религиозные мемы», называя их «психическими вирусами».
Меметика
Концепция и теория мемов развивается в рамках до сих пор еще имеющей статус непризнанной науки меметики, сторонники которой стремятся выяснить причины возникновения мемов и механизмы их распространения. Меметика также изучает вопрос о степени восприимчивости людей к мемам и о способности разных людей к распространению мемов.
Интернет- и фидонет-мемы
С популяризацией общественных компьютерных сетей (сначала Фидонета, затем Интернета) мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть. Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (например, кащенизм) или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).
В последнее время[когда?], как правило[неопределённость], средой распространения интернет-мемов являются социальные сети, блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, становясь материалом для средств массовой коммуникации[5] (в таких случаях также используют понятие «медиавирус»).
Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед».
Медиавирусы
Помимо прочего, мемы (в данном контексте также иногда встречается термин «медиамемы») могут распространяться через средства массовой информации. Этот аспект явления изучал американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф, применивший термин «медиавирус» и издавший в 1994 году книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание».
В качестве российского примера медиавируса можно привести получивший популярность проект «Ленин — гриб» Сергея Курёхина, оформленный как интервью в рамках публицистической телепередачи Сергея Шолохова «Пятое колесо» и показанный в эфире Ленинградского телевидения в 1990 году.
Концепция мема в массовой культуре
Мемы стали частью массовой культуры. Понятия «мем» и «меметика» в том или ином виде встречаются во многих художественных произведениях.
«Вирусы разума» — ключевой элемент сюжета различных научно-фантастических произведений. Так, в рассказе «Digital to Analogue» Аластера Рейнольдса описывается «меметическая эпидемия», распространяющаяся посредством музыкальных произведений. В романе «Absloution Gap» этого же автора рассказывается о религиозном движении, члены которого используют биологические вирусы в качестве разносчиков мемов.
В научно-фантастическом романе-детективе «В стране слепых»[6]Майкл Флинн называет мемом любую расхожую фразу или идею, могущую стать исторически значимой:
— Понимаете, идеи — это ключи ко всему. Идеи — мы их называем «мемы» — управляют сознательным поведением людей точно так же, как гены управляют их инстинктами.
«Мемы». Что-то щёлкнуло в её памяти. Она вспомнила названия статей в «Указателе».
— Раньше вы их называли «идеонами», верно?
Он удивленно моргнул и посмотрел на неё с уважением.
— Да. Это элементарные идеи. По аналогии с элементарными частицами. Протоны, электроны… и идеоны.— «В стране слепых». Глава 9
Там же М. Флинн вкладывает в уста своего героя мысль о роли мемов в манипулировании массовым сознанием:
— Они выращивают нацию рабов, — произнес он тихим напряжённым голосом. — Технорабов. Они поддерживают каждый мем, который лишает человека способности к самостоятельному анализу или, наоборот, поощряет послушание, безволие, единообразие мыслей.
— «В стране слепых». Глава 10
Критика
Несмотря на широкое распространение понятия «мем», концепция мема на данный момент является непризнанной в широких научных кругах. Меметика имеет как противников, так и сторонников, и её статус как науки носит спорный характер. В частности, в «The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience» одновременно со статьёй психолога Джеймса Поличака (англ.)русск. «Memes as Pseudoscience»[1] есть статья парапсихолога и скептика Сьюзан Блэкмор (англ.)русск. «Memes as Good Science»[2]. Меметика часто подвергается критике со стороны научного сообщества и публицистов, многими из которых считается псевдонаукой.
Чаще всего[неопределённость] критики обращают внимание на отсутствие четкого определения мема, стремление к всеохватности и чрезмерно буквальную аналогию с генетикой[7].
В статье культуролога В. Е. Савицкой отмечено[8]:
«Вся «научность» меметики, была и остается на уровне яркой остроумной аналогии с «генами-репликаторами». Меметика навсегда застряла на уровне блестящего, публицистически броского сравнения ген-мем-вирус, эксплуатируя при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу возможности манипуляции сознанием научными методами
— Интернет-мемы как феномен массовой культуры
Профессиональный журнал «Journal of Memetics — Evolutionary Models of Information Transmission» («Журнал меметики — эволюционные модели передачи информации») просуществовал с 1997 по 2005 год. В последнем выпуске была опубликована статья Брюса Эдмондса The revealed poverty of the gene-meme analogy — why memetics per se has failed to produce substantive results, в которой он объяснил неудачу меметики и потерю интереса исследователей к работе в этой области отсутствием как интерпретационной, так и предсказательной концепции аналогии ген-мем[9]. Журнал в скором времени прекратил выпускаться.
См. также
Примечания
Литература
- Докинз Ричард. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993. — С. 318. — ISBN 5-03-002531-6 (рус.).
- Броди Ричард. Психические вирусы. — М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. — С. 192.
- Бретт Томас (Brett Thomas). Meme Manual: A Cybernaut’s User’s Guide to Mind Viruse («Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания»). — 1995.
Ссылки
wiki.sc
Мем Википедия
Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. На основе этой идеи Докинза возникла дисциплина меметика, в настоящее время имеющая спорный научный статус[1][2].
Общие сведения
Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα — «подобие»[3].
По мнению Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ. replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.
Мемы понимаются в этой связи как информация, функционирование которой имеет поведенческие проявления.
Считается[кем?], что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя биологи Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден (англ.)русск. в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.
Ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»[4]
Вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.
Примеры мемов, приводимые самим Докинзом — это: мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов.
Идея мемов рассматривается в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам массовой информации и Интернету, вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).
Комплексный мем (мемплекс)
Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».
Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины. Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса, в основе своей включающего в себя мемы загробной жизни, греха, молитвы, воскрешения, а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов.
В процессе развития христианского «мемплекса» он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и утратил многие изначально существовавшие в нём мемы иудаизма. Затем в процессе разделения конфессий (католицизм, православие, протестантизм) верующие изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.
Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» (2006) подробно рассмотрел так называемые «религиозные мемы», называя их «психическими вирусами».
Меметика
Концепция и теория мемов развивается в рамках до сих пор еще имеющей статус непризнанной науки меметики, сторонники которой стремятся выяснить причины возникновения мемов и механизмы их распространения. Меметика также изучает вопрос о степени восприимчивости людей к мемам и о способности разных людей к распространению мемов.
Интернет- и фидонет-мемы
С популяризацией общественных компьютерных сетей (сначала Фидонета, затем Интернета) мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть. Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (например, кащенизм) или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).
В последнее время[когда?], как правило[неопределённость], средой распространения интернет-мемов являются социальные сети, блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, становясь материалом для средств массовой коммуникации[5] (в таких случаях также используют понятие «медиавирус»).
Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед».
Медиавирусы
Помимо прочего, мемы (в данном контексте также иногда встречается термин «медиамемы») могут распространяться через средства массовой информации. Этот аспект явления изучал американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф, применивший термин «медиавирус» и издавший в 1994 году книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание».
В качестве российского примера медиавируса можно привести получивший популярность проект «Ленин — гриб» Сергея Курёхина, оформленный как интервью в рамках публицистической телепередачи Сергея Шолохова «Пятое колесо» и показанный в эфире Ленинградского телевидения в 1990 году.
Концепция мема в массовой культуре
Мемы стали частью массовой культуры. Понятия «мем» и «меметика» в том или ином виде встречаются во многих художественных произведениях.
«Вирусы разума» — ключевой элемент сюжета различных научно-фантастических произведений. Так, в рассказе «Digital to Analogue» Аластера Рейнольдса описывается «меметическая эпидемия», распространяющаяся посредством музыкальных произведений. В романе «Absloution Gap» этого же автора рассказывается о религиозном движении, члены которого используют биологические вирусы в качестве разносчиков мемов.
В научно-фантастическом романе-детективе «В стране слепых»[6]Майкл Флинн называет мемом любую расхожую фразу или идею, могущую стать исторически значимой:
— Понимаете, идеи — это ключи ко всему. Идеи — мы их называем «мемы» — управляют сознательным поведением людей точно так же, как гены управляют их инстинктами.
«Мемы». Что-то щёлкнуло в её памяти. Она вспомнила названия статей в «Указателе».
— Раньше вы их называли «идеонами», верно?
Он удивленно моргнул и посмотрел на неё с уважением.
— Да. Это элементарные идеи. По аналогии с элементарными частицами. Протоны, электроны… и идеоны.— «В стране слепых». Глава 9
Там же М. Флинн вкладывает в уста своего героя мысль о роли мемов в манипулировании массовым сознанием:
— Они выращивают нацию рабов, — произнес он тихим напряжённым голосом. — Технорабов. Они поддерживают каждый мем, который лишает человека способности к самостоятельному анализу или, наоборот, поощряет послушание, безволие, единообразие мыслей.
— «В стране слепых». Глава 10
Критика
Несмотря на широкое распространение понятия «мем», концепция мема на данный момент является непризнанной в широких научных кругах. Меметика имеет как противников, так и сторонников, и её статус как науки носит спорный характер. В частности, в «The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience» одновременно со статьёй психолога Джеймса Поличака (англ.)русск. «Memes as Pseudoscience»[1] есть статья парапсихолога и скептика Сьюзан Блэкмор (англ.)русск. «Memes as Good Science»[2]. Меметика часто подвергается критике со стороны научного сообщества и публицистов, многими из которых считается псевдонаукой.
Чаще всего[неопределённость] критики обращают внимание на отсутствие четкого определения мема, стремление к всеохватности и чрезмерно буквальную аналогию с генетикой[7].
В статье культуролога В. Е. Савицкой отмечено[8]:
«Вся «научность» меметики, была и остается на уровне яркой остроумной аналогии с «генами-репликаторами». Меметика навсегда застряла на уровне блестящего, публицистически броского сравнения ген-мем-вирус, эксплуатируя при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу возможности манипуляции сознанием научными методами
— Интернет-мемы как феномен массовой культуры
Профессиональный журнал «Journal of Memetics — Evolutionary Models of Information Transmission» («Журнал меметики — эволюционные модели передачи информации») просуществовал с 1997 по 2005 год. В последнем выпуске была опубликована статья Брюса Эдмондса The revealed poverty of the gene-meme analogy — why memetics per se has failed to produce substantive results, в которой он объяснил неудачу меметики и потерю интереса исследователей к работе в этой области отсутствием как интерпретационной, так и предсказательной концепции аналогии ген-мем[9]. Журнал в скором времени прекратил выпускаться.
См. также
Примечания
Литература
- Докинз Ричард. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993. — С. 318. — ISBN 5-03-002531-6 (рус.).
- Броди Ричард. Психические вирусы. — М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. — С. 192.
- Бретт Томас (Brett Thomas). Meme Manual: A Cybernaut’s User’s Guide to Mind Viruse («Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания»). — 1995.
Ссылки
wikiredia.ru
Мем — Википедия
Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. На основе этой идеи Докинза возникла дисциплина меметика, в настоящее время имеющая спорный научный статус[1][2].
Общие сведения
Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα — «подобие»[3].
По мнению Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ. replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.
Мемы понимаются в этой связи как информация, функционирование которой имеет поведенческие проявления.
Считается[кем?], что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя биологи Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден (англ.)русск. в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.
Ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»[4]
Вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.
Примеры мемов, приводимые самим Докинзом — это: мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов.
Идея мемов рассматривается в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам массовой информации и Интернету, вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).
Видео по теме
Комплексный мем (мемплекс)
Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».
Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины. Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса, в основе своей включающего в себя мемы загробной жизни, греха, молитвы, воскрешения, а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов.
В процессе развития христианского «мемплекса» он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и утратил многие изначально существовавшие в нём мемы иудаизма. Затем в процессе разделения конфессий (католицизм, православие, протестантизм) верующие изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.
Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» (2006) подробно рассмотрел так называемые «религиозные мемы», называя их «психическими вирусами».
Меметика
Концепция и теория мемов развивается в рамках до сих пор еще имеющей статус непризнанной науки меметики, сторонники которой стремятся выяснить причины возникновения мемов и механизмы их распространения. Меметика также изучает вопрос о степени восприимчивости людей к мемам и о способности разных людей к распространению мемов.
Интернет- и фидонет-мемы
С популяризацией общественных компьютерных сетей (сначала Фидонета, затем Интернета) мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть. Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (например, кащенизм) или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).
В последнее время[когда?], как правило[неопределённость], средой распространения интернет-мемов являются социальные сети, блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, становясь материалом для средств массовой коммуникации[5] (в таких случаях также используют понятие «медиавирус»).
Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед».
Медиавирусы
Помимо прочего, мемы (в данном контексте также иногда встречается термин «медиамемы») могут распространяться через средства массовой информации. Этот аспект явления изучал американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф, применивший термин «медиавирус» и издавший в 1994 году книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание».
В качестве российского примера медиавируса можно привести получивший популярность проект «Ленин — гриб» Сергея Курёхина, оформленный как интервью в рамках публицистической телепередачи Сергея Шолохова «Пятое колесо» и показанный в эфире Ленинградского телевидения в 1990 году.
Концепция мема в массовой культуре
Мемы стали частью массовой культуры. Понятия «мем» и «меметика» в том или ином виде встречаются во многих художественных произведениях.
«Вирусы разума» — ключевой элемент сюжета различных научно-фантастических произведений. Так, в рассказе «Digital to Analogue» Аластера Рейнольдса описывается «меметическая эпидемия», распространяющаяся посредством музыкальных произведений. В романе «Absloution Gap» этого же автора рассказывается о религиозном движении, члены которого используют биологические вирусы в качестве разносчиков мемов.
В научно-фантастическом романе-детективе «В стране слепых»[6]Майкл Флинн называет мемом любую расхожую фразу или идею, могущую стать исторически значимой:
— Понимаете, идеи — это ключи ко всему. Идеи — мы их называем «мемы» — управляют сознательным поведением людей точно так же, как гены управляют их инстинктами.
«Мемы». Что-то щёлкнуло в её памяти. Она вспомнила названия статей в «Указателе».
— Раньше вы их называли «идеонами», верно?
Он удивленно моргнул и посмотрел на неё с уважением.
— Да. Это элементарные идеи. По аналогии с элементарными частицами. Протоны, электроны… и идеоны.— «В стране слепых». Глава 9
Там же М. Флинн вкладывает в уста своего героя мысль о роли мемов в манипулировании массовым сознанием:
— Они выращивают нацию рабов, — произнес он тихим напряжённым голосом. — Технорабов. Они поддерживают каждый мем, который лишает человека способности к самостоятельному анализу или, наоборот, поощряет послушание, безволие, единообразие мыслей.
— «В стране слепых». Глава 10
Критика
Несмотря на широкое распространение понятия «мем», концепция мема на данный момент является непризнанной в широких научных кругах. Меметика имеет как противников, так и сторонников, и её статус как науки носит спорный характер. В частности, в «The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience» одновременно со статьёй психолога Джеймса Поличака (англ.)русск. «Memes as Pseudoscience»[1] есть статья парапсихолога и скептика Сьюзан Блэкмор (англ.)русск. «Memes as Good Science»[2]. Меметика часто подвергается критике со стороны научного сообщества и публицистов, многими из которых считается псевдонаукой.
Чаще всего[неопределённость] критики обращают внимание на отсутствие четкого определения мема, стремление к всеохватности и чрезмерно буквальную аналогию с генетикой[7].
В статье культуролога В. Е. Савицкой отмечено[8]:
«Вся «научность» меметики, была и остается на уровне яркой остроумной аналогии с «генами-репликаторами». Меметика навсегда застряла на уровне блестящего, публицистически броского сравнения ген-мем-вирус, эксплуатируя при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу возможности манипуляции сознанием научными методами
— Интернет-мемы как феномен массовой культуры
Профессиональный журнал «Journal of Memetics — Evolutionary Models of Information Transmission» («Журнал меметики — эволюционные модели передачи информации») просуществовал с 1997 по 2005 год. В последнем выпуске была опубликована статья Брюса Эдмондса The revealed poverty of the gene-meme analogy — why memetics per se has failed to produce substantive results, в которой он объяснил неудачу меметики и потерю интереса исследователей к работе в этой области отсутствием как интерпретационной, так и предсказательной концепции аналогии ген-мем[9]. Журнал в скором времени прекратил выпускаться.
См. также
Примечания
Литература
- Докинз Ричард. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993. — С. 318. — ISBN 5-03-002531-6 (рус.).
- Броди Ричард. Психические вирусы. — М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. — С. 192.
- Бретт Томас (Brett Thomas). Meme Manual: A Cybernaut’s User’s Guide to Mind Viruse («Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания»). — 1995.
Ссылки
wiki2.red